Корпорация Symantec
объявила результаты своего пятого ежегодного исследования, посвященного
послеаварийному восстановлению IT-систем (IT Disaster Recovery — DR). Исследование показывает, что повышение значения
послеаварийного восстановления IT (IT-DR) для организации обусловлено
возрастающими расходами на простои и более жесткими требованиями в
сфере IT с целью минимизации рисков для бизнеса. Несмотря на увеличение
бюджетов DR в 2009 году ожидается, что в ближайшие несколько лет они
будут оставаться неизменными, что потребует от IT-профессионалов
достижения тех же результатов такими же или даже меньшими силами.
«Данные и цифры отчета обобщены по всем странам мира. Но существуют
версии статистики и по отдельным регионам, например по региону EMEA, в
который в том числе входит и Россия, — рассказывает Николай Починок,
руководитель отдела консалтинга Symantec в России и СНГ. — Если
говорить о послеаварийном восстановлении в российских компаниях, то его
можно оценить на 2-2,5 балла по пятибалльной шкале. Сегодня несмотря на
тяжелую экономическую ситуацию мы прогнозируем увеличение числа
компаний, заботящихся о вопросах IT-DR. На наш взгляд, это обусловлено
и новыми законодательными инициативами, например последними поправками
к рекомендациям ЦБ РФ».
Исследование Disaster Recovery Research показало также, что среднее
значение допустимого времени восстановления сократилось в 2009 году до
4 часов. Значительные трудности для организаций по-прежнему
представляют тестирование процессов послеаварийного восстановления в
виртуализованных окружениях. Респонденты сообщили, что испытания
DR-систем все больше влияют на клиентов и на доходы, и что каждое
четвертое испытание оказывается неудачным. Почти треть организаций не
проверяет виртуальные серверы в рамках своих планов послеаварийного
восстановления.
Аварии обходятся дорого
По данным, полученным от респондентов, средняя стоимость приведения
в действие плана послеаварийного восстановления для каждого инцидента
составляет $287 600. В Северной Америке средняя стоимость достигает
$900 000. Во всем мире эта сумма наиболее велика для организаций,
работающих в сфере здравоохранения и в сфере финансовых услуг. Так, в
Северной Америке средняя стоимость простоев в финансовых учреждениях
составляет $650 000. Это настораживает, если учесть, что каждое
четвертое испытание оказывается неудачным, и только 93 % организаций
смогли привести свои планы послеаварийного восстановления в действие.
«Если речь идет об аварийном восстановлении информационных системах
в российских компаниях, то временной разброс может быть от минут до
недель, — комментирует Николай Починок. — Как правило, после аварии
оперативно восстанавливается наиболее критичный функционал, а менее
критичные компоненты и функции системы могут быть восстановлены через
часы и даже дни. Так, функцию учета состояния складов для логистической
компании нужно восстановить за минуты, а архив модуля бухгалтерии может
быть восстановлен и через неделю».
Тенденции 2009 года в области расходов на DR проекты
Исследование показывает, что средний годовой бюджет, выделяемый на
инициативы послеаварийного восстановления, включая расходы на резервное
копирование, восстановление, кластеризацию, резервные серверы,
репликацию, услуги, разработку плана DR и содержание резервных центров
обработки данных, составляет $50 млн.
Респонденты полагают, что эта сумма будет расти в течение 2009
года, но более половины (52 %) уверены, что и в 2010 году бюджеты не
увеличатся, что еще сильнее затруднит IT-администрирование.
За прошедший год участие руководителей удвоилось
Согласно отчету 2009 года, 67 % респондентов сообщили, что в состав
их комитета послеаварийного восстановления входит генеральный директор,
технический директор или директор по IT — это значительно больше, чем в
прошлом году, когда о таком участии руководства сообщили 33 %
респондентов. Одна из причин участия руководителей — увеличение числа
приложений, которые считаются критически важными. Респонденты отнесли к
этой категории 60 % приложений, и почти столько же систем охвачены
планами послеаварийного восстановления. В то же время, очевидно, что
чем выше степень автоматизации работы организации, тем больше в
процентном соотношении в составе групп восстановления будет IT
специалистов.
Ситуация с проверкой планов DR улучшилась
В этом году 35 % респондентов сообщили, что они проверяют свои
планы послеаварийного восстановления один раз в год или реже — это на
12 % лучше, чем в прошлом году. Однако каждое четвертое испытание
признано неудачными, то есть необходимо уделять особое внимание
вопросам тестирования и проверок исполнения планов послеаварийного
восстановления. В число названных респондентами причин, по которым
организации не проводят испытания, входят:
· Нехватка рабочего времени (48 %),
· Помехи для работы персонала (44 %),
· Ограниченный бюджет (44 %),
· Помехи для клиентов (40 %).
Вызывает озабоченность и то, что по сравнению с прошлым годом
больше организаций ссылается на растущее влияние испытаний планов DR на
их клиентов и доходы. 40 % респондентов указали, что испытания планов
послеаварийного восстановления повлияет на клиентов их организаций, и
почти треть (27 %) уверены, что такие испытания могут повлиять на
продажи и доход компании.
Symantec рекомендует организациям внедрять такие методы испытаний
планов послеаварийного восстановления, которые позволяют проводить их
часто и без ущерба для бизнеса. Компания Symantec убеждена, что
главными причинами неудачных испытаний являются люди и процессы, а это
указывает на необходимость автоматизации.
Виртуализация остается серьезной проблемой
64 % респондентов во всем мире сообщили, что виртуализация вынудила
их переоценить свои планы послеаварийного восстановления. Это больше 55
%, зафиксированных в 2008 году. Но почти треть (27 %) организаций не
включают виртуальные серверы в свои инициативы послеаварийного
восстановления. За прошедший год этот показатель улучшился, снизившись
более чем с трети (35 %) компаний, не тестировавших виртуальные серверы
в 2008 году.
Более трети (36 %) данных в виртуализированных системах не охвачены
регулярным резервным копированием, и за год положение не улучшилось (в
2008 было 37 %).
Более половины респондентов в качестве главных проблем
защиты данных в виртуальной среде назвали нехватку емкости для
резервного копирования и отсутствие автоматических инструментов
восстановления. Кроме того, более половины респондентов во всем мире
назвали следующие причины:
· Отсутствие инструментов управления хранением данных в качестве
главной проблемы защиты критически важных данных и приложений в
виртуальной среде (53 %)
· Ограниченные ресурсы, такие как кадры, бюджет и площади в
качестве главных препятствий для резервного копирования виртуальных
машин, что указывает на необходимость большей автоматизации и
возможности использования существующих инвестиций в IT для снижения
затрат (51 %).
Рекомендации
Как показывает исследование, много лет проблема недостатка ресурсов
сохраняется несмотря на очень высокую стоимость простоев. Предприятия
могли бы приложить больше усилий к обузданию этих затрат, внедряя
больше инструментов автоматизации, минимизирующих вмешательство
человека и устраняющих другие недостатки их планов послеаварийного
восстановления.
«Главная рекомендация российским компаниям — осознать то, что IT DR
— это неотъемлемая часть работы стабильной компании, и в эпоху кризиса
послеаварийное восстановление не менее важно, чем экономия. Более того,
сейчас особенно важно сохранить свой бизнес даже в случае аварии или
чрезвычайной ситуации», — комментирует Николай Починок.
Организациям следует включить в свои планы послеаварийного
восстановления мнения специалистов по виртуализации, особенно в части
инициатив по тестированию и резервному копированию. Виртуальную среду
стоит рассматривать как физический сервер, то есть организации должны
внедрять больше универсальных инструментов, не зависящих от среды и
платформы.
«В этом году выполненное по заказу Symantec исследование выявило
ключевые проблемы, скрытые риски и практические приемы по реализации
инициатив послеаварийного восстановления. Хотя видны сдвиги к лучшему,
влияние простоев ощущается сильнее, чем когда бы то ни было, — говорит
старший вице-президент отделения Symantec Storage and Availability
Management Group Роберт Соудербери (Rob Soderbery). — Взрывной рост
стоимости простоев накладывает все больший отпечаток на бизнес, а это
означает большее давление на IT-подразделение. Если организации не
защищают виртуальные серверы, не тестируют планы послеаварийного
восстановления, и каждое четвертое испытание заканчивается неудачей,
это говорит о том, что нужно что-то менять, чтобы лучше управлять
рисками для бизнеса».
|