«Лаборатория Касперского» представила отчет о спам-активности в Рунете в первом полугодии 2009 года.
Экономический кризис не сказался на объемах рассылаемого спама.
Его доля в почтовом трафике в среднем составила 85,5%, что
незначительно отличается от аналогичного показателя первого полугодия
2008 года. Вредоносные вложения содержались в 0,3% спамовых писем.
Хотя на количество спама глобальный финансовый кризис не повлиял,
существенно изменилось соотношение тематик незапрошенной рассылки. В
первую очередь, это коснулось саморекламы спамеров, процент которой
достиг рекордной отметки в 16,6%. В то же время суммарная доля спама с
предложениями товаров и услуг реального сектора экономики снизилась на
10% и в целом составила около 35% всего спама. По сравнению с
аналогичным периодом прошлого года в спаме стало меньше предложений от
туристических и образовательных фирм, рекламы различных товаров и
услуг. В первом полугодии 2008 года (то есть до кризиса) на подобную
рекламу пришлось около 45%.
В гораздо меньшей степени кризис отразился на остальных 65% спама,
которые охватывают предложения теневых структур экономики, а также
вредоносный и мошеннический спам. Причины этого ясны: во-первых, спам
для представителей криминализированных структур — это наиболее
безопасный способ найти клиентов (в силу его анонимности). Во-вторых,
без спама некоторые виды мошенничества (например, фишинг) просто не
могут существовать, так как спам является одной из составляющих схемы
аферы. Кроме того, многие криминальные IT-структуры имеют собственные
ботнеты и мощности для рассылки спама, то есть затраты на спам будут
для них минимальны.
Тематические рубрики спама, лидировавшие в первой половине 2009
года: «Медикаменты; товары/услуги для здоровья» (22,1%), реклама
спамерских услуг (16,6%), «Спам "для взрослых"» (11%), «Образование»
(10,4%), «Реплики элитных товаров» (7,4%).
Вопреки прогнозам, доля фишинговых писем в почте снизилась: ссылки
на фишинговые сайты находились в 0,6% писем. Как правило, фишеры
стараются использовать любую «нештатную» ситуацию для выманивания у
пользователей персональной информации. Однако, судя по всему,
антифишинговые меры, принимаемые крупными платежными системами и
банками, и общий рост интернет-грамотности пользователей ставят заслон
для деятельности виртуальных мошенников.
Лидерами рейтинга стран — источников спама пока остались Россия
(11%) и США (10%), но не исключено, что во втором полугодии их
потеснят: число спам-сообщений, рассылаемых из этих стран, сокращается.
Так, во втором полугодии 2008 из России рассылалось 22% спама, а в
первом полугодии 2009 — 11%. К июню доля спама, рассылаемого из России,
сократилась до 8%. Однако борьба со спамом в России еще не настолько
успешна, чтобы можно было прогнозировать дальнейшее сокращение
исходящих из страны потоков спама. Скорее всего, доля спама,
рассылаемого из России, стабилизируется на уровне 8-10% от всего спама.
На третьем месте в рейтинге — Бразилия (8%). Больше спама стало
рассылаться из Индии (7%), Польши (4%), Румынии (3%) и Таиланда (3%),
которые вошли в топ-лист, вытеснив из первой десятки лидеров Испанию,
Италию, Германию и Украину.
В целом можно констатировать перемещение основных источников
рассылки спама с Запада на Восток. Страны Азии и Латинской Америки, а
также страны Восточной Европы (за исключением России), становятся все
более привлекательными для спамеров, поскольку пользователи в этих
странах хуже защищены от киберугроз.
Специалисты ЛК не знают, как далеко зайдет этот процесс в
перспективе. Однако предполагают, что в дальнейшем, когда пользователи
в восточных странах научатся лучше защищать свои компьютеры,
распределение зараженных машин, рассылающих спам, станет более
равномерным.
|